Журнал «Театральная Афиша», октябрь 2004 г.

Новому Балету 15 лет.

 

       Московский музыкальный театр «Новый  балет»  отмечает  свое

15-летие. В этом театре «поют» музыку телом. Творческое направле-

ние  театра  уникально! Создатели театра  Аида Черновой  и  Сергей

Старухин  назвали  его  «пластическим» балетом, в основу языка ко-

торого  было  положено  свободное  движение раскованного и  высо-

ко  организованного   человеческого  тела,  движение,

 сливающееся  воедино с музыкой.

       Все спектакли театра – авторские, поставленные  по оригиналь-

ным сценариям создателей театра. Самые любимые балеты авторов,

которые  наиболее  полно  выражают  творческое направление театра:

 пластические балеты на музыку Александра Скрябина, Вячеслава

 Артемова,  Альфреда   Шнитке, И. С. Баха,  Томазо  Альбинони,

Г. Ф. Генделя.

       Хореография  этих  балетов  оригинальна  и  не стандартна, она

делает  зримыми  музыкальные  шедевры  великих композиторов, а

обращение  к  шедеврам  обязывает,  а  признание  соответствия  ок-

рыляет. С этими балетами на международных фестивалях в Вероне,

Каире, Праге, Тунисе театр получал дипломы лауреатов, призы зри-

тельских симпатий, маску «Золотого Карфагена».

       Как всегда признание начинается из «прекрасного далека». За-

рубежные зрители и критики называют их театр «балетом будуще-

го», «интелектуальным балетом»,  «живым балетом». В сентябре с

балетами на музыку Скрябина их ждет заново Каир, в октябре Мек-

сика, будущей  весной  Чикаго и, наконец, желанная  Дания  с бале-

том «Дюймовочка» на музыку Антонио Вивальди  «Времена года»,

и,  если  появятся  спонсоры,  то, может  быть,  Тула  и  Камышлов.

15 лет  трудного и счастливого  творческого пути, и впереди встре-

чи с Шомбергом, Малером, и еще и еще раз с великим Бахом.

       А теперь вернемся к балетам на музыку Александра Скрябина.

музыка Скрябина новаторская «до задыхания». Может быть поэто-

му мало кто осмеливается  замахнуться на постановку его произве-

дений  на театральных подмостках.  Нужны нетрадиционные реше-

ния. Создатели театра «Новый балет», творческий принцип которо-

го столь же новаторский, рискнули, показав Мировую премьеру од-

ноактных  пластических  балетов на  его симфонические произведе-

ния  «Поэма огня» и «Поэма экстаза».  «Поэмы Александра Скряби-

на – самый  мощный  выброс его  творческой энергии.  В «Поэме ог-

ня»  проявляется  «космическое  начало» –  волевые  порывы, герои-

ческое   устремление   композитора   в   неведомые  миры.   «Проме-

тей» – это  активная  энергия  вселенной, творческий  принцип.  Это

огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль – писал  о  своем  произве-

дении сам композитор. И артисты театра  Аиды Черновой  и  Сергея

Старухина  танцуют  «то самое  космическое  начало»,

то дерзновенное желание  преобразовать  человека  и  само  мироздание,

они танцуют мысль, они танцуют музыку. 

       «Творчество  –  есть жизнь… Надо, чтобы был праздник жизни,

чтобы был взлет, чтобы было, откуда взлетать», - писал А. Скрябин.

В балете «Поэма экстаза» танцуют  «радость через край, до иступле-

ния», до «задыхания в момент экстаза».

       Эти балеты – философская  притча о смысле  жизни и творчест-

ва. Оправдание творчеством. Во что несут со сцены артисты «Ново-

го балета». Оправдание Скрябина, ибо он – гений.

Оправдание самих себя. И – нас, зрителей.

Ибо со-участие, со-чувствие – это тоже творчество.

 

                                                                                  Ирина  Орехова.