Журнал «Внуковские Авиалинии», 2002 г.

 

Языком  жеста

 

           ... Черная  раковина  небольшой  сцены  заставляет  актеров

           работать  с  высочайшей  отдачей,  ибо  расстояние  до  зри-

           телей  так  мало,   что  заметна  малейшая  ошибка.   Лишен-

           ные  спасительной  глубины  большого  пространства,  акте-

           ры  танцуют  почти  на  пределе  физических  возможностей.

           Но  зритель  об  этом  в  большинстве  случаев  даже  не  до-

           гадывается:  завораживает  танец,  завораживает  игра    -   и

           уже  неважно,  какой  ценой  это  достигнуто.

 

          Московский  музыкальный   театр  пластических   искусств  отметил

свое  10-летие  со  дня  открытия.   Его  лидеры  Аида  Чернова   и   Сергей

Старухин  сумели   создать  театр,   в  котором  жест   и  музыка  неразрывны.

          В   репертуаре  театра  постановки   самые  разнохарактерные   -    от

философских  до  молодежно-авангардных.  Это   поиск   ответов   на   веч-

ные   вопросы,    которые   задает   каждое   поколение,    не  довольствуясь

опытом  отцов.    Это  разговор   о   прописных   истинах,   которые  только 

кажутся  незыблемыми,  как  пирамиды.  На  самом  деле  они  так  же  зыб-

ки,  как  трепещущая  листва,  как  огонек  свечи,  как  взвившаяся  от  веет-

ра  занавеска…  И  только  наши  чувства  способны  вдохнуть    в  них
новую  жизнь.  Чувства,  переданные  языком  жеста.

 

          Драматургия   хореографического   спектакля,   как  известно   специ-

фична.  Пластический  язык  танца  куда  более  условен,  чем  жест  и  тем

более  слово  актера  драматического.  Поэтому  Чернова  и  Старухин  вся-

чески   избегают   драматургической   одноплановости,   стремясь  в  своих

постановках  к  многожанровости,  полифонии.
 Их  спектакли - это  и  «балеты-картины»,  и  «балеты-симфонии»,
 и  «балеты-молитвы».

 

          Делая  ставку  на  творческий  поиск,  эксперимент,  Чернова  и  Стар-

рухин  не  забывают  при  этом   и   о  связи  модернистского  балета
с  традиционной  хореографией.

 

           Высокое  качество  спектаклей  Театра  пластических  искусств  опре-

деляется   творческим  поиском   режиссеров  в  сочетании  с  высоким  про-

фессионализмом  исполнителей.   Здесь  надо  заметить,   что  в  ряде  поста-

новок  главные   партии   танцуют   сами  хореографы.   Добавим  сюда  еще

смелое  разнообразие  репертуара.   Почти  каждый  спектакль  театра  явля-

ет  богатство  хореографических   идей,   высокую   простоту   драматургии,

элегантность  костюмов.

 

          Центральным  в  репертуаре   театра   можно   назвать   пластический

балет  на  музыку   Альфреда   Шнитке   «Мужчина  и  женщина,  или  Кон-

церт  для  альта  с  оркестром».   Это  история  любви,   ниспосланной  свы-

ше,   вырывающей  душу  из  земного  ада,   рассказ  о  божественном  даре

сострадания.   «Мужчина  и  женщина»   -   спектакль,  отвещающий  худо-

жественным   идеалам   романтического   искусства,   но  при  этом  подчи-

няющийся   специфическим   законам   хореографии.   Его  лаконизм,  кон-

центрированность,    ясность   сюжетных   ситуаций   выявляют   основную

идею  произведения  -  о  том,  что  любовь  обладает  немеркнущей  силой.

Пластическая  партитура  балета,  законченная  во  всех  мельчайших  дета-

лях,  отличается  органичным  и  психологическим  рисунком  дуэтов,
 воздушным  характером  движений.

 

          Аида  Чернова  создает  образ  женщины  хрупкой,   беззащитной  и  в

то  же  время  наделенной  великой  силой  любви.   Ее  героиня    -    символ

женственности,  вечно  юной  и  вечно  меняющейся…   Герой   Сергея  Ста-

рухина  мужественен   и   смел,   рыцарски  благороден   и…  одинок,   поте-

рян.  Он  ищет  свое  «альтер  эго»,  порой  доходя  в  этих  поисках  до  край-

ностей,   до  тех  бездн   в  душе  человеческой,   о  которых  любил  размыш-

лять  Достоевский.  Спасение  героя  в  любви  -  высокой,  милосердной,
 целительной  любви.

 

          Приятный  сюрприз  поджидает  зрителей  в  спектакле   «Грезы  саксо-

фона»,  где  артисты  сполна  наслаждаются  джазовыми  интонациями  -  му-

зыкальными  и  пластическими.  Сочетание  поэзии,  музыки  и  хореографии

призвано   запечатлеть  противоречие   между  духовным   и  реальным,  при-

зрачный   мир  видений,  «энергетику»  романтического  восприятия  мира.

 

          Театр  Аиды  Черновой   и   Сергея  Старухина   поднимает   искусство

пластического   балета   на  поэтическую   высоту,   редкую   в  современном

театре.   Это  высота  полета,   способная  пробудить  душу,  подарить  ей  то

самое  чувство  очищения,  о  котором  говорил  еще  Аристотель.         

 

                                                                                               Александр Лаврин.